Путешествия

Горный Алтай на квадроциклах.

    В Горный Алтай мы ездим достаточно давно и обычно по несколько раз за сезон. Но обычно это были поездки только на автомобиле либо с квадроциклами, но на какие-либо соревнования. В общем за несколько лет поездок в Горный, из пройденных внедорожных маршрутов – только Каракольские Озёра и Манас. Зимой 2019 года был удачно продан мой Garmin Oregon 600, в замен была приобретена Montana 680, так же была освоена работа с картами и треками для Гармин, об этом подробнее расскажу в отдельной статье. Итак, весной этого же года были разработаны  несколько маршрутов, треки закачаны в навигатор и ждали своего часа.

Garmin Oregon 600 — отличная модель, имеет полный набор функций, но экран оказался маловат . Для удобства использования был дополнен чехлом м защитными плёнками с АлиЭкспресс.

    В июле 2019г появилось небольшое окно в работе и домашних делах, которым мы не могли не воспользоваться. В поездки обычно ездим вдвоём, я и отец, друг к другу за долгие годы «прикатаны» так что проблем в поездках у нас минимум. Собираемся обычно спонтанно и быстро, как правило, за день до поездки. Так получилось и в этот раз…

Для полноты картины расскажу немного  о нашей технике:

В качестве тягача – Mitsubishi Pajero Sport 2013г.в., 2,5 турбодизель АКПП. Двухосный прицеп ССТ — 7132-11 (СаранскСпецТехника), размеры платформы — 3,45х1,45 (м). Не смотря на небольшие размеры, нам удаётся перевозить два квадроцикла на нём.

   Ну и собственно квадроциклы:

Kawasaki Brute Force 750i 2008г, Polaris Sportsman 700 2004г. Технику обычно приводим в порядок после каждой поездки, поэтому в на сборы обычно уходит не много времени.

    Ранним утром 10 июля мы выдвинулись в путь, в планах на ближайшие дни были маршруты на Карагемский перевал, Альплагерь Актру, Акташский ретранслятор, Курайская степь, Ороктойский перевал и др. В этот день нам необходимо было преодолеть 820 км и добраться до кемпинга «Тыдтуярык», что рядом с пос.Ортолык, переночевать и на следующий день выдвинуться на первый маршрут – Карагемский перевал. День выдался очень жарким, до базы добрались за 14 часов с остановками. По пути встретили парня на УАЗе который возил туристов, он поведал нам о том что по дороге на перевал будет брод и преодолеть его нам вряд ли удастся. Это немного подпортило наш настрой на покорение маршрута. Вариантов особо не было – решили ехать, хотя бы до этого брода…

Северо-Чуйский Хребет

Часть первая. Карагемский перевал.

  В кемпинге «Тытдуярык» было достаточно много туристов и вариант ночёвки оставался только в машине либо палатке на территории. В принципе нас это не особо огорчило, т.к. машину к ночевкам мы немного подготовили. Забегая вперёд скажу, что мы не являемся любителями палаточного отдыха, поэтому с комфортом разместились в машине. Хотя так же имеем всё необходимое для ночёвки и в палатке.

На базе встретили двух ребят – эндуристов из Новосибирска, один из них с девушкой. Они так же приехали сюда для прохождения нескольких маршрутов. Парни подтвердили информацию о том, что брод сложно проходимый, и уровень воды в нём спадает обычно рано утром.

Итак, утро 11 июля: встали около 6 утра, разгрузили технику, собрались и выдвинулись на маршрут. Погода была пасмурная, дул ветер, который сменялся небольшим дождиком, но всё же периодически светило солнце. Машин практически не было, попалась лишь пара алтайцев, спешивших с утра по своим делам. Проехали Ортолык, далее через Бельтир, вдоль реки Талдура направились в сторону перевала.

Долина реки Талдура
Горная река Талдура

По пути выяснилось, что трек был составлен  немного не верно и мы уперлись в брод реки Джело. Брод этот находится рядом с местом, где река  Джело впадает в Талдуру. 

Горная река Джело
Ущелье реки Джело

Как вы наверное догадались, было уже далеко не раннее утро, поэтому река Джело , оказалось настолько бурной, что сложно было даже перейти её, просто сносило течением. Была высока вероятность, что квадроцикл просто смоет.  Видно было что ошибки в навигации нет – дорога накатана и все ездят именно здесь. Побродив вдоль реки туда-сюда мы поняли что «приехали».  Начали изучать карты в навигаторе в поисках объезда, оказалось что ранее можно было взять правее по дороге и объехать это место правее по горам, далее переехать Джело через мостик  и начать подъём на сам Карагемский перевал. Так и сделали…

Едем на Карагем, справа внизу ущелье реки Джело

Перевал встретил нас не очень радушно — начался дождь и мокрый снег, что в очередной раз попортило настроение. Всё осложнялось тем, что накануне у меня поднялась температура, простудился за пару дней до этого. Самочувствие было отвратительным, температура около 39, бросало то в жар то в холод, трясло периодически,  это сильно омрачало поездку….

Вид с Карагемского перевала на долину реки Джело

Поднялись на перевал – там дождь и туман, видимости практически нет. Немного посовещавшись, приняли решение не ехать на Карагемскую поляну, учитывая плохую погоду, временные рамки и моё состояние. По сути – основная задача на этот день была выполнена.

Поднялись на Карагемский перевал

Спустились с перевала, пообедали как обычно дошираком с тушенкой, и выдвинулись в обратный путь.

По приезду на базу – загрузились, переоделись и выехали в сторону Курая, на завтра был намечен следующий маршрут.

 Добравшись до пос. Курай , остановились на одной из баз (название к сожалению не помню). Помылись, поужинали и легли спать…

Часть вторая. Актру и Курайская степь.

Утро 12 июля было совсем не добрым. Шел мелкий дождь, температура у меня никак не спадала, не смотря на все усилия сбить её. Собрались, оделись и выехали в сторону альплагеря Актру. Сначала маршрут нам показался очень лёгким, пока не заехали в лес и не начали подниматься в гору. Грязь и камни, всё как обычно…..вернее совсем не обычно: очень много торчащих камней без возможности их объехать. Уазы, перевозившие туристов – то и дело цепляли мостами и порогами за них, пробираясь на первой пониженной передаче.

Местами дорога на Актру была такой

Точно так же действовали и мы, вариантов не было. Ехать нужно было очень осторожно и медленно, чтобы не повредить подвеску или агрегаты. По своей невнимательности я всё-таки крепко приложился защитой заднего редуктора об камни.

Проехали «перевалку», нижний альплагерь Актру, пересекли достаточно бурный и глубокий брод через Актуру. В общем доехали до базы Актуру, откуда далее можно было идти только пешком, а идти тоже не мало, да и одеты мы были достаточно тепло. Оставили квадроциклы и побрели в гору в сторону ледника. Погода была мерзкая – дождь и туман. До самого ледника не дошли. Прошли примерно половину пути, сделали несколько фото и двинули обратно.

Фото по пути на Актру

К тому моменту температура у меня похоже поднялась и начало очень сильно трясти, это был пиковый момент моей простуды. Спустились к базе, пообедали гречкой с тушенкой, разогретой на газовой плитке, еле дождались, пока закипит вода, т.к. было очень холодно, согрелись горячим кофе (я – терафлю))) и выехали на базу в Курай.

По дорогу к Актру

По пути покатались немного по холмам в Курайской степи, сделали несколько фото. По приезду на базу снова загрузились.

Курайская степь

Погрузка техники вместо изначальных 1,5 часа уже занимала не более 30 минут. Время позволяло выехать в следующую точку нашей дислокации – посёлок Акташ, что собственно мы и сделали.

Часть третья. Акташ и Акташский ретранслятор.

Добрались до Акташа, около часа кружили по посёлку в поисках жилья, ночевать в машине совсем не хотелось, т.к. погода оставляла желать лучшего.  Гостиница Расул огорчила своими ценами на номера, да и домики на территории были заняты. Много куда заезжали, но как правило не было мест или что-то не устраивало. Наконец-то в глубине посёлка нашли отличную небольшую базу с новыми домиками и очень адекватными ценами.

Территория базы в Акташе

Хозяину базы – респект! Одно из немногих мест, куда хочется возвращаться!

Интерьер нашей комнаты

На тот момент я не был в Акташе уже несколько лет, посёлок не узнать – очень много туристов, прямо как на Чемале. В общем, на базе всё прошло по стандартному плану – душ, ужин в уютном домике, вечер «в телефоне» и как обычно ранний отбой.

Утро 13 июля началось точно так же как и в предыдущие дни – ранний подъём, завтрак, разгрузка. После вчерашнего посещения аптеки мне наконец-то стало немного лучше, это не могло не радовать.  Двинули в сторону ретранслятора, писать о том, чем он примечателен – не вижу смысла, информации в сети много на эту тему. Без проблем поднялись, видимость никакая – туман, на горе снег.

Красивая горная речка по дороге на ретранслятор
Акташский ретранслятор

В общем, сделав пару снимков, взяли курс на посёлок. Спустившись с перевала, решили доехать до Красных ворот, когда ещё будет возможность сделать фото квадрика на их фоне.

Красные ворота

По пути были удивлены потоком автомобилей на это знаковое место. Надеюсь, на перевале Кату-Ярык нет такого количества туристов.

Вернулись на базу достаточно рано. Изначально в планах было съездить на слияние Чуи и Мажоя, но ни у кого из нас уже не было желания – накатались. Посовещавшись, решили двигать в сторону Ороктойского перевала, на который у нас так же был прорисован трек. Изначально маршрут был запланирован такой: Ороктойский мост-Ороктойский перевал-Нижняя Талда-Каянчинский перевал и далее до Катуни, общая протяжённость около 200 км в оба конца.

Катунь

Добрались до Ороктойского моста, остановились в одном из кемпингов на берегу Катуни приготовили ужин, благо погода позволяла это сделать.  Немного посидели у костра с кружкой пива чая и завалились спать в машину.

Вечер в кемпинге недалеко от Ороктойского моста

Утро 14 июля оказалось действительно добрым! Погода стала налаживаться, температуры у меня уже не было, хотя самочувствие было не очень хорошее. Далее по всё по стандартной схеме и через Ороктойский мост мы направились в сторону перевала, делая небольшие остановки для фотосъёмки.

Катунь

Достаточно быстро поднялись на перевал, т.к. маршрут для квадроцикла более чем лайтовый, точнее сказать – скучный. На перевале было принято решение не продолжать этот маршрут, а вернуться в кемпинг. Причина всё та же – решили что нам этого достаточно, оставим этот маршрут на следующий раз…

Возвращаемся с Ороктойского перевала
Остановка для фотосессии

Итог

За пять дней было пройдено около 2000 км на машине и 330 км на квадроциклах. Маршруты достаточно лайтовые, за исключением одного участка по дороге на Актру. Поломок и ремонтов не было, т.к. технику всегда готовим как самолёты перед вылетом. Паджеро, как тягач показал себя хорошо, с прицепом, весом более тонны в подъёмы забегал достаточно легко, тормозная система так же без труда справлялась со своей задачей. Денег за 5 дней на всю поездку было потрачено около 26 тыс руб на двоих. В основном на топливо и жильё. Далее всё стандартно – обед, погрузка, дорога до Бийска, оттуда по трассе в сторону Новокузнецка…